В каких ситуациях нужна экспертиза?
Ситуации, в которых необходимо провести патентоведческую экспертизу объекта спора, можно отнести к одной из категорий.
1Отстаивание права на использование товарного знака, брендовых признаков или наименования. Широко распространенные нарушения, которые могут стать причиной уголовного преследования по ст. 146, 147 УК РФ — это использование прямо воспроизведенной символики, ее частей или характерных признаков, как говорят в таких случаях “до полного или вводящего в заблуждение смешения”.
2Отстаивание права на изобретение. Это довольно сложная задача, так как эксперту необходимо установить не только уникальность образца, но и наличие патентов на аналогичные продукты, конструкторские и технологические решения, зарегистрированных в различных базах данных.
3Доказательства первичности изобретения, открытия, произведения. Регистрация патента связана с необходимостью доказать, что предъявленный объект интеллектуальной собственности, образец или символ уникальны, они не имеют ранее появившихся и зарегистрированных аналогов.
4Доказательства отсутствия нарушений. Под патентное и исключительное право не попадают концепции, что очень важно для понимания первичности объекта.
1Отстаивание права на использование товарного знака, брендовых признаков или наименования. Широко распространенные нарушения, которые могут стать причиной уголовного преследования по ст. 146, 147 УК РФ — это использование прямо воспроизведенной символики, ее частей или характерных признаков, как говорят в таких случаях “до полного или вводящего в заблуждение смешения”.
2Отстаивание права на изобретение. Это довольно сложная задача, так как эксперту необходимо установить не только уникальность образца, но и наличие патентов на аналогичные продукты, конструкторские и технологические решения, зарегистрированных в различных базах данных.
3Доказательства первичности изобретения, открытия, произведения. Регистрация патента связана с необходимостью доказать, что предъявленный объект интеллектуальной собственности, образец или символ уникальны, они не имеют ранее появившихся и зарегистрированных аналогов.
4Доказательства отсутствия нарушений. Под патентное и исключительное право не попадают концепции, что очень важно для понимания первичности объекта.
Вопросы и результат
Гораздо важнее понять, какие вопросы могут быть поставлены перед независимой или судебной патентной экспертизой. Список вопросов можно сформулировать так:
1Имеет ли предъявленный образец признаки, описанные в патенте, модели, изобретении?
2Имеется ли в продукте набор признаков, говорящих об использовании уже запатентованного объекта в виде технологии, функциональности, элементов конструкции и внешнего оформления?
3Имеет ли объект признаки уже известного (запатентованного) промышленного образца?
4Имеется ли схожесть “на уровне” смешения” у товарных знаков, символики брендов, текстовых формул, наименований, логотипов?
5Является ли выявленный или предъявленный элемент товарного знака доминирующим, уникальным, идентифицирующим продукцию?
Здесь необходимо понимать, что сама по себе уникальность, хоть и указывает на первичность объекта, может не нести признаков его идентификации, а это означает, что брендовая составляющая как предмет собственности на товарный знак должна быть обоснована.
Результат исследования выдается экспертом-патентоведом в виде заключения патентоведческой экспертизы или как список ответов на поставленные судом конкретные вопросы. В заключении приводится описание непосредственно объекта, образцов для сравнения, характерных признаков схожести. Эксперт вносит в результаты и полученные из патентных баз данных и реестров записи на аналогичные и сходные объекты, которые могут рассматриваться как источники заимствования или аналоги, имеющие признаки общей концепции, но не использования технологий и решений, признанных интеллектуальной собственностью.
1Имеет ли предъявленный образец признаки, описанные в патенте, модели, изобретении?
2Имеется ли в продукте набор признаков, говорящих об использовании уже запатентованного объекта в виде технологии, функциональности, элементов конструкции и внешнего оформления?
3Имеет ли объект признаки уже известного (запатентованного) промышленного образца?
4Имеется ли схожесть “на уровне” смешения” у товарных знаков, символики брендов, текстовых формул, наименований, логотипов?
5Является ли выявленный или предъявленный элемент товарного знака доминирующим, уникальным, идентифицирующим продукцию?
Здесь необходимо понимать, что сама по себе уникальность, хоть и указывает на первичность объекта, может не нести признаков его идентификации, а это означает, что брендовая составляющая как предмет собственности на товарный знак должна быть обоснована.
Результат исследования выдается экспертом-патентоведом в виде заключения патентоведческой экспертизы или как список ответов на поставленные судом конкретные вопросы. В заключении приводится описание непосредственно объекта, образцов для сравнения, характерных признаков схожести. Эксперт вносит в результаты и полученные из патентных баз данных и реестров записи на аналогичные и сходные объекты, которые могут рассматриваться как источники заимствования или аналоги, имеющие признаки общей концепции, но не использования технологий и решений, признанных интеллектуальной собственностью.